Владимир СЛАВСКИЙ. Фото Федора УСПЕНСКОГО, "СЭ" Фото «СЭ»

Один из самых опытных отечественных спортивных функционеров, президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, в свое время 10 лет проработавший начальником управления зимних видов спорта Спорткомитета РСФСР, Владимир Славский специально для “СЭ” прокомментировал последние события, происходящие в российском спорте.

Статья нашего президента “Россия, вперед!” приглашает всех, кому есть что сказать, к участию в разговоре о настоящем и будущем страны. Хотел бы высказаться и я – со своих, спортивных позиций. Поскольку считаю, что именно спорт объединяет почти всех россиян, может стать для России постоянным положительным импульсом, позволил бы снять многие психологические проблемы в обществе и дать мощный патриотический заряд.

На мой взгляд, в спортивном движении России возникла ситуация, когда необходимо ответить на вопросы: к чему мы собираемся стремиться и что нас ждет на международной арене? Более того, итоги зимних Олимпиад недалекого прошлого, предыдущего зимнего сезона, а также подготовка к Олимпиаде в Сочи заставляют это сделать как можно быстрее.

Как известно, спортивное движение – это единственная отрасль, которая после развала СССР по сути безболезненно “вписалась” в новые реалии, что позволило нашим спортсменам достойно представлять Россию на международной арене. В этой связи нельзя не отдать должное Олимпийскому комитету России и лично Виталию Георгиевичу Смирнову, который в критический момент взял на себя всю полноту ответственности. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ему наше спортивное движение в самый трудный для страны период не развалилось, а, наоборот, укрепилось. По всем видам спорта были созданы федерации, во главе которых, как правило, находились опытные специалисты. В полную силу работали рабочие группы по подготовке к Олимпиадам. И, как результат, на зимних Играх-1994 в Лиллехаммере спортсмены России в неофициальном командном зачете стали первыми (было завоевано 23 медали, причем 11 – золотых).

Увы, затем ситуация начала меняться. Общий развал в стране постепенно стал сказываться и на спортивном поприще. Частые смены спортивных руководителей внесли хаос в систему управления. И уже в 1998 году в Нагано мы заняли лишь третье место (всего 18 медалей, из них 9 золотых), а в 2002 году в Солт-Лейк-Сити последовал провал: сборная России заняла лишь пятое общекомандное место (11 медалей, из них 5 золотых), пропустив вперед команды Германии, Норвегии, США и Канады.

Именно тогда необходимо было кричать “пожар!” и принимать экстренные меры на государственном уровне. Но увы… Если в советский период после каждой Олимпиады выходило постановление правительства, в котором давалась оценка выступлению сборной и намечались мероприятия по подготовке к очередным Играм, то теперь спортивные руководители страны пошли по самому легкому пути. Наградили отличившихся. А дальше все пошло по инерции, и результат не заставил себя ждать: на Олимпиаде-2006 в Турине мы вновь “пролетели” мимо тройки лидирующих стран. А по итогам – формальный статистический анализ выступления и награждение лучших.

Программы нет. Выживайте сами, как хотите. Не выживете? Вы и виноваты.

Сегодня мы еще создаем видимость благополучия за счет отдельных видов спорта, но специалистам-профессионалам уже давно ясно: если на зимних Олимпиадах мы не сможем достойно выступать по всем 15 видам, входящим в программу, а на летних Играх и впредь будем брать медали лишь в семи из 39 представленных видов, то призовых пьедесталов в общем зачете России больше не видать.

Участие в международных соревнованиях – и прежде всего на Олимпиадах – это авторитет и престиж страны. Язык не повернется утверждать, что руководители России уделяют мало внимания спортивному движению. На самом деле – все наоборот. Но вот воспользоваться этим вниманием те, кому это положено в соответствии с их должностями, мягко говоря, не хотели. Чем, к примеру, можно объяснить тот факт, что в стране ничего не было сделано по созданию материальной базы для зимних видов спорта? Кто-то запретил? Отказали президент или премьер-министр? Вовсе нет. Так в чем же дело? Ларчик открывался просто: отсутствовало желание.

Вот лишь одна конкретная ситуация. Правительство Российской Федерации 11 ноября 2004 года (протокол №43) приняло постановление о создании Федерального центра олимпийской подготовки сборных команд и о строительстве спортивных баз, включая санно-бобслейную трассу и комплекс трамплинов, их оснащение современным спортивным оборудованием. Именно это постановление, считаю, и было ключом к будущим успехам нашей страны на зимних Олимпиадах. Более того, из правительства в Росспорт дважды направлялись официальные напоминания о необходимости исполнения этого документа. И что? Да ничего! На этой стадии все и заглохло.

Уверен, что отсутствие спортивной базы для зимних видов – первая и основная причина наших бед. При этом вторая причина – разобщенность. Необходимо объединение усилий всех спортивных организаций.

Надо как можно быстрее создать в спортивной отрасли действенную систему управления. Без этого ничего хорошего нас в будущем не ждет. Судите сами. Сейчас за все несет ответственность спортивное министерство. А где же территории? Какова их роль? И, самое главное, каков их вклад на международном уровне? Сейчас наша спортивная система предполагает единство Минспорттуризма, ОКР, федераций и территорий. А на мой взгляд, формула должна быть иной: прежде всего – территории, а уже затем – федерации, ОКР и министерство.

Повторяю: ключ к нашим успехам находится в субъектах РФ. Тем более что и работа спортивных федераций на местах напрямую зависит от них.

При этом ответственность за развитие того или иного вида спорта должны нести соответствующие национальные федерации. И, естественно, их президенты. Так происходит во всем мире – и, казалось бы, незачем изобретать велосипед. Однако и в этом вопросе мы оказались “впереди планеты всей”. Вместо того, чтобы создавать условия для работы спортивных федераций и крепить их единство, в Росспорте в свое время пошли на федерации войной, пытаясь во что бы то ни стало расколоть их союз. А потому создание Минспорттуризма было абсолютно правильным решением. Более того, уже сделаны первые и очень важные шаги.

Снят барьер между спортивным государственным органом и общероссийскими федерациями, теперь никто не делит их по принципу “свой – чужой”. На подготовку сборных выделены необходимые средства, определена зарплата тренерам и спортсменам, создана система научно-методического обеспечения, сделаны серьезные шаги по строительству материальной базы.

Но единой системы управления в стране до сих пор нет, а ведь только с помощью такой системы можно находить сильные и слабые звенья в общей цепи. Определять, куда в первую очередь следует направлять финансовые потоки.

Без системы управления государственные деньги будут продолжать вылетать в трубу, как это было с “Лыжней России”. Сколько их ни давай – просить будут все больше и больше. Вот и сейчас на спортивные нужды дали максимум, потому что случился очередной “пожар”: по итогам предыдущего зимнего сезона Россия оказалась лишь 9-й. И уже ясно, что “горит” Лондон-2012, а там и Сочи подоспеет…

Выход, с моей точки зрения, один: качественная система управления и жесткий профессиональный контроль со стороны Минспорттуризма.

При этом главным локомотивом развития спортивного движения и высшего спортивного мастерства должны стать спартакиады народов России. Причем проводить их необходимо по территориальному принципу, чтобы были видны результаты работы субъектов РФ. И нельзя терять время. Уже в 2010 году, в год Олимпиады в Ванкувере, надо провести зимние спартакиады на местах, в 2011-м – зональные соревнования, а в 2012-м или 2013-м – финал Спартакиады народов России.

Спартакиада заставит работать всех, кто в нашей стране имеет отношение к спорту. Явится генеральной репетицией перед Олимпиадой-2014. И объединит всю Россию в достижении цели – выиграть в Сочи.

Уверен: если механизм, о котором шла речь в этих заметках, удастся привести в действие, нам опять не будет равных в мире.

Перейти к содержимому